В прошлый раз мы узнали три очень важные, можно сказать, краеугольные истины христианского учения: это таинственное, весьма непростое для понимания учение о Святой Троице – Отце, Сыне и Святом Духе; это учение о первородном грехе, повредившем нашу общую человеческую природу, и учение о том, что Бог Сын стал смертным человеком по имени Иисус, чтобы спасти человеческий род.
Но ведь обычно дом строят не на трех, а на четырех краеугольных камнях, вот и в нашем рассказе не хватает еще одного ключевого элемента. А, собственно, что именно сделал Иисус Христос? Почему мы называем Его нашим Спасителем? Из Евангелия мы знаем, что Христос много проповедовал о Царствии Небесном и творил чудеса. Может быть, в этом заключалась Его спасительная миссия – научить и утешить? Да, но пророки, жившие до Христа, тоже много проповедовали, творили чудеса, даже воскрешали мертвых, и все же мы никого из них не называем Спасителем.
Христос сделал то, чего никто не делал – ни до, ни после Него. Еще первым людям Господь предрек, что однажды от святой Жены родится Тот, Кто победит грех – поразит змея в самую голову. Но каким образом это произойдет, Господь тогда не объяснил. Более определенно об этом свидетельствует ветхозаветный пророк Исаия. Словно наблюдая собственными глазами крестные страдания Христа, он говорит о таинственном «муже скорбей»: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… …Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. <…> Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» 53:4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
53:5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
53:6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
53:7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
(Ис. 53, 4–7).
Увидев приближающегося Иисуса, Иоанн Креститель практически повторяет слова пророка Исаии. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 1:29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
(Ин. 1, 29), – произносит он. Почему оба пророка сравнивают Христа с жертвенным ягненком? И каким образом можно «взять на Себя грех мира»? Ведь тот же Исаия подчеркивает, что Тот, о Ком он говорит, Сам «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9), то есть Он не согрешил даже словом.
Ветхозаветному человеку не пришлось бы долго искать ответы на поставленные вопросы, он твердо знал: если согрешил, то должен принести за свой грех положенную по Закону жертву – ягненка, козла или тельца. Эта жертва загладит вину перед Богом. То есть в Ветхом Завете жертва – это своеобразный штраф за проступок: нарушил – заплати. Кроме того, раз в год совершался особый обряд: первосвященник возлагал руки на козла, перечислял грехи всего израильского народа, а потом этого козла отпускали в пустыню, где он погибал, становясь таким образом жертвой за грехи людей (см.: 16:20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла,
16:21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
16:22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
Лев. 16, 20–22). От этого обычая пошло выражение «козел отпущения», то есть невинная жертва, которая расплачивается за чужие грехи.
Некоторые видят в подвиге Христа подобную «жертву умилостивления» – Он, будучи невинным и непорочным, добровольно принес Себя в жертву для того, чтобы Бог Отец простил человеческие грехи. Но подождите, разве само по себе распятие Сына Божия не является самым тяжким грехом в истории человечества? Почему же тогда этот тяжелейший грех привел к прощению всех прочих грехов?
Мы с вами уже много раз проводили черту между религиозным подходом и магическим. Приведенное объяснение вполне подходит для мира магии, где, например, работает известное с детства заклинание: «Икота, икота, сойди на Федота». Наверное, так же представляется и передача грехов от одного человека другому. Но в мире религии это невозможно, грех – это внутренняя поломка души, это болезнь, а не какая-то вещь, которой можно поделиться. Впрочем, передать свой грех другому можно: точно так же, как больной может заразить здорового, грешный может соблазнить невинного. Проблема в другом – заразив здорового человека, больной сам не становится здоровым, для этого необходимо лечение. А для исцеления от грехов нужно раскаяние, то есть серьезная работа над собой.
Ну а все же, как тогда можно объяснить совершенное Христом с точки зрения религии? Если внимательно вчитаться в пророчество Исаии, можно найти ключ к этой загадке: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Вот в каком смысле Христос взял на себя грех мира – Он просто стал одним из нас, стал «Сыном Человеческим», разделил наши скорби и болезни. Блаженный Феодорит Кирский говорит, что Христос, будучи безгрешным, воспринял нашу больную и немощную природу, а потом ввел ее в борьбу с грехом и сделал победительницей. Церковь называет Христа «Новым Адамом». Так же, как и первый Адам, Христос вступает в единоборство с диаволом, только первый Адам выходит из этой схватки побежденным, и его потомство оказывается в рабстве у греха, а Новый Адам выходит победителем. Умерев и воскреснув, Христос как бы перезагружает, перезапускает нашу природу, исцеляет ее, избавляет от последних симптомов болезни. Святой Василий Великий, тот самый, что говорил «грех рассёк естество», так объясняет дело Христово:
Если продолжить сравнивать историю Христа с историей Адама, то можно заметить еще одну параллель: крест Христов оказывается новым деревом жизни, соединяющим Небо и землю, а Сам Спаситель – как бы заветный плод на этом дереве, плод, подающий вечную жизнь. Этот образ раскрывается в словах Господа о виноградной лозе: «Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» 15:5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
(Ин. 15, 5). Это очень глубокий, очень поэтичный образ. Одно растение можно присоединить, привить к другому, после чего они становятся одним целым, единым живым организмом.
Например, иногда дикий сорт прививают к окультуренному сорту или больное растение – к здоровому, чтобы слабое и больное могло перенять черты сильного и здорового растения. Вот об этом и говорит Христос. Он уподобляет Себя здоровому и плодоносящему винограду, а Своих последователей – диким и болезненным росткам, которые нуждаются в подпитке и исцелении.
В последние годы слово «прививка» в первую очередь употребляется не в связи с садоводством, а в связи с медициной. Людям прививают ослабленный патоген, чтобы их иммунитет вырабатывал антитела и быстрее справлялся с болезнью. В некоторых случаях сама кровь человека, пережившего смертельную болезнь, становится действенным лекарством в борьбе с этой болезнью. Христос предлагает нам такую прививку – лекарство от греха и смерти, которые Он победил, – дает нам причаститься Своей исцеленной, обоженной Плоти и Крови.
Само слово «причастие» происходит от слова «часть». С одной стороны, мы вкушаем частицу Тела и Крови Христа. Раньше в нас текла кровь ветхого Адама, теперь – Нового. С другой стороны, мы сами становимся частью этого богочеловеческого Тела, прирастаем к нему, как веточка к лозе.
Еще одно название Таинства Причастия – Евхаристия, в переводе с греческого «благодарение». Эти два названия, «Причастие» и «Благодарение», отображают смысл Таинства – это диалог человека с Богом: Господь подает нам дар исцеления, а мы благодарим Его за это. Но вот только чем мы, «сухие веточки», можем отблагодарить Бога, Который и так владеет всем на свете? Ответ на этот вопрос, как это ни удивительно, был дан еще за десять веков до Рождества Христова праведным царем Давидом: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» – спрашивает Давид и сам же отвечает: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» 115:3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
115:4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
(Пс. 115, 3–4).
Так значит, наилучшим проявлением нашей благодарности к Богу является приобщение к Чаше спасения? И да, и нет. Если бы Причастие спасало человека само по себе, это тоже был бы магизм. По слову апостола Павла, можно причаститься и недостойно, в осуждение себе. Выходит, Причастие может быть и плодом с дерева жизни, и плодом с дерева познания. Для религиозного подхода очень важно не только само действие, но и наш внутренний настрой, наше личное отношение к происходящему. Вот почему непосредственно перед Причастием звучат слова: «Со страхом Божиим и верою приступите».
Христос так и говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» 6:47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
(Ин. 6, 47). Та веточка, которую мы прививаем к Христовой лозе, должна сначала вырасти из горчичного зерна нашей собственной веры. Эта вера призвана разрушить перегородки греха между нами и Богом, все эти тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают наши сосуды, не дают течь в наших жилах крови Нового Адама. Вера позволяет Богу действовать в нас изнутри.
Попробую объяснить всё это с помощью примера. Представьте, что вы со своей семьей навещаете бабушку. Вы привезли ей лекарства, продукты, что-то к чаю, она принимает ваши подарки, но выглядит слегка расстроенной: «Да зачем вы так потратились, – укоряет вас она, – у меня же всё есть». А вот по-настоящему счастливой она выглядит тогда, когда вы с аппетитом едите всё то, что она для вас наготовила. А если есть без аппетита, и вам никакой радости, и бабушка расстроится. Вот примерно так же и со Святым Причастием – если приступать к нему без веры, это не будет иметь смысла ни для Бога, ни для вас.
Впрочем, для того, чтобы приступить к Таинству Причащения, одной лишь веры мало, прежде нужно стать членом Церкви – засвидетельствовать свою веру и принять Святое Крещение. И вот о том, как проходит Крещение и в чем его смысл, мы поговорим в следующий раз.
А теперь ознакомимся с Символом веры.
Дополнительные материалы.
Если вы желаете лучше разобраться в тех вопросах, о которых шла речь, рекомендуем вам почитать эти статьи журнала «Фома»:
Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?
Зачем была нужна искупительная жертва Христа?
Крест как главный образ нашего спасения
Спасение от нелюбви. Что такое причащение и зачем оно нужно
Как проходит Литургия в Православной Церкви
Из чего состоит Литургия? Самый краткий разбор
и прослушать аудиокниги на портале «Предание.ру»:
Архиепископ Павел (Олмари). Как мы веруем
Михайлова М.В. Беседы на Символ веры
Протоиерей Александр Шмеман. Литургия смерти и современная культура
Протоиерей Петр Гутович. Литургия с пояснениями